воскресенье, 22 ноября 2015 г.

Axis and Allies Naval Miniatures. Охота на "Бисмарка".

Axis and Allies Naval Miniatures были самой первой моей настольной игрой с миниатюрами. Как у меня и бывает - увидел фото и влюбился).  Именно с этой игры я стал покупать бустеры с моделями "в темную", именно благодаря ей я зарегистрировался на ebay, именно благодаря A@A понял - если что-то надо, покупать бустеры в надежде найти просто глупо, надо покупать конкретную модель. Этим и занялся).

С тех пор прошло изрядно лет и изрядно игр, у меня появился X-wing а затем Кросмастер, но заветный корабли я не продавал, они все так же ждали своего часа). И вот - дождались. Хороший человек продавал свою обширную коллекцию, а я не смог устоять. Отличный повод вернуться к игре! 


Что такое A@A? Ну скажем так... варгеймом его назвать можно с большой натяжкой, уж очень просты правила. Скорее - это обычная настолка "по мотивам", с миниатюрами кораблей периода Второй Мировой Войны и крайне простыми правилами.

Игроки в каждой фазе хода действуют  по-очереди, в зависимости от определенной в начале хода инициативы (если выигрываете инициативу - ходите вторым, что полезно так как видно, куда двинул свои корабли оппонент). Далее все просто:

- Фаза движения Кораблей, в которой сначала первый игрок, а затем второй передвигают свои корабли по полю в зависимости от их скорости;
- Фаза движения Авиации - то же самое, но в этой фазе начиная с того, кто проиграл инициативу игроки выставляют свои самолеты по одному. В этом отличие от Фазы движения Кораблей, в которой сначала всеми своими кораблями двигается первый игрок, а затем второй;
- Фаза ПВО, в которой ваши истребители и корабли постараются уничтожить авиацию противника;
- Фаза атаки Авиации - собственно удары ваших оставшихся после предыдущей фазы самолетов по кораблям противника;
- Фаза основной атаки - наконец-то могут действовать корабли, использую свою основную и дополнительную артиллерию (артиллерию малого калибра), осуществляя торпедные атаки и атакуя подводные лодки глубинными бомбами;
- Фаза атаки подводными лодками;
- Фаза возврата авиации на авианосцы/наземные базы;
- Конец хода.

Как, практически, в каждой подобной игре, помимо самой миниатюры каждый ваш юнит имеет и карту с основными характеристиками:
Национальность, Название ("Ямато"!! Сколько я искал его на ebay!), Тип и Скорость корабля, Стоимость в очках набора - тут все понятно для тех, кто хотя бы минимально играл в настолки с миньками. Бонус к инициативе - это то значение, которое вы добавляете к значению 2d6 перед началом каждого Турна, для определения инициативы.

Броня. Собственно делится на 3 части: "Armor" - то значение, которое необходимо выкинуть на броске кубиков, что бы "попасть" по данному короблю. "Vital armor" - если на броске кубиков при атаке данного корабля выпадает данное значение, корабль уничтожен. "Hull Points" - стандартное "НР", то есть общее значение "жизни" юнита, грубо говоря - сколько раз по нему необходимо попасть для уничтожения.

Специальные способности - то же все понятно, какие-либо уникальные признаки/умения юнита. Тут вариантов масса, увеличенная дальность стрельбы орудий, способности к ПВО, защита от торпедной атаки, способность постановки мин/дымовых завес, бонусы к обнаружению/атаке по подводным лодкам, бонусы при атаке по определенному типу целей, бонусы к передвижению при определенных условиях и так далее и тому подобное.

Переходим к самому интересному - типам доступных кораблю атак. Смотрим на приведенный выше Ямато.

Вертикальный столбик - доступные типы атак. В данном случае - Основное калибр, Дополнительный,  Малый калибр и атака орудий ПВО. Другим кораблям в игре доступны и прочие типы атак - скажем, Торпедная атака или атака Глубоководными минами по подводным лодкам.
Горизонтальный столбик - дистанция стрельбы орудий, то есть стрельба на дистанцию "0" клеток (в ту же клетку, где и сам корабль, ведущий огонь), "1", "2" и "3". Стрельба на дистанции свыше трех клеток в игре доступна только с использованием спецспособностей некоторых кораблей. Ямато, кстати, такой способностью - Exttnded Range 4 - обладает. То есть пока не поврежден может вести огонь на дистанцию "4" так же, как на дистанцию "3". 

Значение в клетке на пересечении двух столбцов дает количество d6 на атаку. Скажем, ведя огонь основным калибром на дистанции "0" игрок за  Ямато кидает 18 кубиков, а малым калибром на дистанции "2" - 3d6. 

Успехом считается результат 4/5/6, при этом "6" дает не 1, а 2 успеха. Для попадания, как уже говорилось, надо что бы количество "успехов" была равно или больше "Armor" корабля цели. В этом случае снимается одна единица "Hull Points". Если случится чудо, и результат атаки больше или равен значению "Vital armor" - цель немедленно уничтожается. 

Нечто подобное имеем и в случае авиации:
Сразу видим что в значении скорости стоит "А", авиация способна в свой ход достигнуть любой клетки поля. Два типа атаки, доступных Галифаксу - бомбы (атака по кораблям) и глубинные бомбы (атака по подводным лодкам). Бронирование самолетов отличается от кораблей. В случае если на броске ПВО корабля выпадет значение, равное или больше показателю "Armor" самолета, последний не получает урон к "HP". Вместо этого считается что атака авиации сорвана заградительным огнем, и этот юнит не атакует в Фазе атаки авиации. А вот если на броске ПВО получаем значение, равное или большее "Vital armor" - данное звено самолетов уничтожено.

Кстати, на примере этого самолета видно, как одни юниты могут раздавать "бонусы" другим. Скажем, его способность ASW Pinpointer/Противолодочный наводчик означает, что ваши корабли получают дополнительный бросок кубика при атаке подводной лодки, которая уже была атакована в этот ход Галифаксом

Некоторые типы кораблей и самолетов вооружены торпедами. Торпедная атака происходит по специальным правилам. Во-первых, успехом считается только значение "6", а не "4-5-6" как в случае с орудийным огнем. Во-вторых, каждая "6", так же как и в случае выстрела из орудий означает два успеха, а не один. И в-третьих, самое главное, значение на броске кубика не сравнивается с "Armor" цели, а напрямую снимает 2  "Hull Points".  Торпеды это страшно!

В общем, все просто. Да, есть еще свои тонкости, ночной бой и условия плохой видимости, постановка дымовых завес и острова, блокирующие LoS и, как следствие, стрельбу, но об этом решите играть - прочитаете сами.

Я же хочу рассказать о том, как мы недавно после полуторагодового (!!) перерыва сели за Axis and Allies naval miniatures. Недавно мне удалось у хорошего человека отхватить с рук его коллекцию кораблей и самолетов от этой игры - и набор доступных мне юнитов разом увеличился в 3 раза! А еще, у не менее отличных ребят из Wahamats было заказано совершенно потрясающее поле для игры (баттлмат) на замену "из коробочному" бумажному, состоящему из плохо стыкующихся 2х половин. Понятно что бумага есть бумага - на сгибах облезает краска, оно постоянно мнется и выглядит не очень. Баттлмат совсем, совсем иное дело). Ну да ниже увидите. В общем, ребята все сделали в точном соответствии с ТЗ, быстро, аккуратно и очень качественно, за что им большое спасибо). 

Итак, сегодня у нас будут Рейнские учения! 

Я не буду останавливаться на истории немецкого флота во Второй мировой войне, кому интересно - те или знают, или узнают. Скажу лишь что "Бисмарк" был одним из крупнейших и мощнейших кораблей кригсмарине. Тактика ВМФ Германии на период 41 года была проста - завесой подводных лодок, а так же действиями кораблей-рейдеров парализовать морское снабжение Великобритании и союзников в преддверии (как тогда казалось) неизбежной высадки немецких войск на Британских островах.

Операция "Рейнские учения" (Rheinubung) в мае 1941 года предусматривала выход на морские коммуникации союзников линкора "Бисмарк" и тяжелого крейсера "Принц Ойген" для уничтожения торговых конвоев. Адмирал Гюнтер Лютьенс просил командование отложить операцию для усиления германской эскадры за счет "Тирпица", "Гнейзенау" или "Шарнхорста" (немецкие линкоры) но получил отказ. 18 мая 1941 года "Бисмарк" и "Принц Ойген" вышли в боевой поход. 
Schlachtschiff "Bismarck"
Разумеется, отыгрывать последующее сражение с маниакальной точностью мы не собирались, но попытаться отобразить на столе битву немецкого флота с английским - почему нет?

Бисмарк у меня есть, Ойгена нет, зато имеется Адмирал Хиппер - его систершип, головной корабль серии. Ну и предположим, что командующий германским флотом кросс-адмирал Эрих Редер внял просьбам Лютьенса и выделил для участия в операции Адмирала Шеера - немецкий крейсер типа "Дойчланд", хотя как его не называли, от "броненосца" до "карманного линкора". 

Что противопоставит Британский флот? В реальных условиях первыми с бой с "Бисмарком" и "Ойгеном" вступили линкор типа "Кинг Джордж V" "Принц Уэльский"  и линейный крейсер "Худ", краса и гордость флота ее Королевского Высочества, который из этого боя не вернулся.
HMS "King George V"
А потом, после гибели "Худа", на перехват "Бисмарку" бросился практически весь Британский флот, ну тот, который хоть теоретически мог успеть выйти в заданный район - линкоры "Родни" и "Кинг Джордж V", авианосцы "Викториес" и "Арк ройял" со своими "Суордфишами", крейсера "Саффолк", "Шеффилд", "Дорсетшир" и "Норфолк", не считая эсминцев. Отметился в этом сражении и гидроплан "Каталина" с британско-американским экипажем, который смог обнаружить потерянный "Бисмарк" 26 мая 1941 года в 690 км. к северо-западу от Бреста. Хотя основной вклад в победу внесли именно "Суордфиши", добившиеся торпедных попаданий, из-за чего "Бисмарк" получил крен, потерял скорость, и лишился возможности нормально маневрировать.

27 мая 1941 года в 10.39 утра все было кончено, не спуская боевого флага "Бисмарк" ушел на дно, унося в своем чреве 2204 человека экипажа из 2220 бывших на борту. 

Итак, что же мы увидим на столе? Проще всего с "Кинг Джордж V" и его систершипом "Принц Уэльский", у меня как раз два линкора типа Кинг Джордж V. "Худа" нет, поэтому добавим британцам линкор Рипалс (HMS "Repulse"). Вместо "Родни" за Бисмарком будет охотиться Уорспайт (HMS Warspite), и вот у нас 4 линкора. 

Теперь авианосцы. Викториес с его Суордфишами имеется, а вот "Арк ройял" у меня отсутствует, а заменять его американскими авианосцами не хотелось. Посему - два британских Фенсера (HMS "Fenser") с теми же Суордфишами им в помощь. Два, потому что эти эскортные авианосцы, конечно, не идут ни в какое сравнение с "Арк ройял", с его 22 000 т водоизмещения и 48ю самолетами в авиагруппе. Кстати, тут я даже немного подсобил немцам - в игре Арк несет 3 авиагруппы, Фенсер - лишь одну. Таким образом, даже 2 "фехтовальщика" не заменят один "ковчег". 

Крейсера. С Шеффилдом" все просто, он у меня есть. Систершипы "Дорсетшир" и "Норфолк" в игре не представлены, выставим Ямайку и Белфаст. "Саффолк" в игре представлен отсутствующим у меня систершипом "Кент", поэтому вот вам Аякс

Ничего не забыли? А, ну да - американский PBY "Catalina", нашедшая "Бисмарк". Что ж, Каталина имеется в коллекции.

Сценарий не тестировался, как был придуман, так сразу и отыгрывался. Забегая вперед, скажу - тестировать надо лучше, а баланс править)

Итак, германское соединение в составе Бисмарка, Шеера и Хиппера начинают в отмеченной зоне на правой части карты. 

Британский флот разделен на 2 группы:
- Группа "А" в составе одного линкора типа Кинг Джордж V, линкора Уорспайт, двух авианосцев Фенсер, Каталины, крейсеров Шеффилд, Ямайка и Аякс появляются на поле в начале 3го хода.
- Группа "В", в составе еще одного линкора типа Кинг Джордж V, линкора Рипалс, авианосца Викториес и крейсера Белфаст вступают в бой с первого хода. 

Сводную таблицу кораблей можно представить так:
Отсюда, кстати, хорошо видно, что для попадания по Бисмарку или Уорспайту надо выкинуть на кубиках 8 "успехов", а вот для Кинг Джордж V надо 9ть. А учитывая равное значение HP у Бисмарка и 4х Британских линкоров (Джорджей у них два!) - "5", затея изначально выглядела утопией. Ну да ладно. 

Кроме того, у Royal Navy еще 3 авианосца и 4 эскадрильи Суордфишей с Каталиной.

Итак, задача немцев - прорваться Бисмарком к концу 7го хода к целевому сектору. Задача Британского флота - этого не допустить. 

Поехали!
Немецкая эскадра двигается вперед, навстречу Британской группе "В":
Что делает Royal Navy? Да примерно то же самое, что и в реальности - поднимает Суордфиши  с авианосца Викториес для атаки германского соединения:
Кстати, обратите внимание на способность торпедоносца Lucky Hit - если этот юнит добился попадания по линкору торпедной атакой, бросаем кубик. При результате "5+" на следующий ход линкор обездвижен. Явно придумано по итогам реального боя с "Бисмарком"!
Их целью, разумеется, становится Шеер - Бисмарк с Хиппером сократили дистанцию (находятся в одной клетке), поэтому могут прикрывать друг друга огнем ПВО. Шеер же один (по правилам больше двух кораблей одной стороны в клетке быть не может), а значит против двух атакующих торпедоносцев будет лишь один залп орудий противовоздушной обороны.
И этот залп удачен - одно из звеньев Суордфишей не смогло прорваться сквозь огонь (получило токен Aborted и не может атаковать):
Адмирал Шеер атакует Суордфиш - 6,6,5 - итого 5 "успехов", атака Суордфиша сорвана. 
Зато второе звено выходит на дистанцию торпедной атаки. Напоминаю, успех - это только значение "6" на кубике, и каждая шестерка снимает 2 НР напрямую, минуя "Armor" корабля.

Значение атаки Суордфиша "3", бросок трех кубиков и...
Три "шестерки" на 3d6! Единственное атакующее звено торпедоносцев отправляет Адмирала Шеера на дно.
HP Шеера "3", но будь даже в два раза больше - "6", это его не спасло бы). Ослепительная вспышка озарила горизонт. Не успев ни разу дать залп по врагу, не выйдя на дистанцию атаки, даже не увидев вражеских кораблей Адмирал Шеер мгновенно взрывается от трех торпедных попаданий подряд! В самом начале боя Kriegsmarine теряют один из трех кораблей, а с ним - и последние призрачные шансы на успех.

Бедный Шеер! Но каков красавец... был).
Panzerschiff  "Admiral Scheer"
Что ж, умирать будем достойно! 

Турн 2, и оставив тонущий Шеер, Бисмарк с Хиппером продолжают сближение навстречу Британской эскадре:
Немецкий флот подвергается повторной атаке авиации, но на сей раз итог был таков, как изначально планировалось германскими кораблями - одна Британская эскадрилья полностью уничтожена (Destroyed), вторая вынуждена была отвернуть, попав под сильный заград огонь (Aborted):
Крайне удачный бросок ПВО: Хиппер отменяет атаку одного звена торпедоносцев добившись 5ти "успехов" (6,4,4,4), залп Бисмарка уничтожает второе атакующее звено Суордфишей.
Но главное - Рипалс вышел на дистанцию стрельбы (4 клетки) и стреляет в Хиппер, добившись попадания:
Рипалс стреляет 1d6 на дистанции 4. 6 из 11 кубов дают необходимое значение "4+" (6,6,5,5,5,4). Итого 8 "успехов", более чем достаточно учитывая что "Armor" Хиппера всего "4". 
Ответный залп Бисмарка проходит мимо:
Бисмарк стреляет по Рипалсу, бросая 12d6 на дистанции четыре. Всего 5 "успехов" (6,5,4,4). "Armor" Рипалса "7", так что мимо! 
Турн 3, и на театре боевых действий появляется Британская группа "A". Черт бы с ним, что еще 2 линкора, а вот еще 2 авианосца, значит еще 2 группы Суордфишей, да еще Каталина...  
Сама Каталина вполне может атаковать корабли, но ценна не этим. Благодаря ее способности Shadowing союзные самолеты на дистанции "2 и меньше" от Каталины при атаке вражеского корабля кидают на 1d6 больше.
Кроме того, размещаясь только на наземных аэродромах, Каталина не получает при возвращении на базу токен "Rearming". Значит может действовать каждый ход, в отличие от иных самолетов наземного базирования, которые после боевого вылета тратят 1 ход на перевооружение.

И разумеется, британский флот поднимает авиацию в небо. По одному звену с Фенсеров, и оставшееся звено торпедоносцев с Викториеса атакуют немецкие корабли, используя Каталину как наводчика:
Их целью становится Хиппер:
Вновь прекрасно работает ПВО немецкой эскадры, 2 из 3х звеньев торпедоносцев не прорывается к кораблям:
Хипер на броске ПВО (8d6) добивается трех "упехов", Бисмарк так же на 8d6 - четырех. При "Armor" Суордфиша равном "3", этого хватило что бы два звена торпедоносцев не смогли атаковать (Aborted).
но последнее атакует Хиппер, добившись попадания (1 успех на 4d6, но этого хватило): 
Единственное готовое для атаки звено Суордфишей бросая 4d6 (1 дополнительный кубик на атаку торпедоносцы получили за счет Каталины рядом) получили один результат "6". Хипперу этого хватило...
"Hull Points" Хиппера всего 3, одно повреждение уже есть, и попавшая торпеда, разом сняв оставшиеся 2 НР отправляет и его на дно, вслед за Шеером... 

Бисмарк,  остается в одиночестве, и уклоняясь от тонущего Хиппера тут же получает попадание от Рипалса:
На 11d6 Рипалс выкидывает 9 кубов на "4+", получая 11 "успехов"!
А вот Кинг Джордж V промахивается:
Всего 2 удачных броска из 12d6 - Кинг Джордж V промахивается по Бисмарку.
Огрызнувшись огнем, Бисмарк отвечает попаданием по Рипалсу:
Но остановить Британский флот, почуявший добычу, уже невозможно:
Подняв в воздух торпедоносцы и наводчика-Каталину  Royal Navy не оставляет шанса немецкому линкору:
Да, его отчаянные артиллеристы не собирались сдаваться без боя, метким огнем одно из звеньев Суордфишей было уничтожено еще на подлете:
Четыре удачных броска из 8d6 на выстрел ПВО - 6 "успехов", ровно столько, сколько "Vital Armor" Суордфмша, уничтожено еще одно звено Британских торпедоносцев.
Два оставшихся звена торпедоносцев прорываются к Бисмарку, выпуская торпеды... Четыре попадания! Да, у германского линкора есть способность Torpedo Defense - каждое попадание торпедой снимает не "2", а лишь одно значение "Hull Points". Но у Бисмарка после попадания Рипалса их осталось лишь 4. Четыре торпедных попадания как раз хватило, что бы отправить на дно гордость Kriegsmarine:
Оба оставшихся звена Суордфишей добились по 2 попадания на 4d6 атакуя Бисмарк
Так и окончились, не успев начаться, наши Рейнские учения). Собственно, игра подтвердила то, что в действительности произошло в тактике морских сражений во время WWII. Не важно, сколько у тебя брони, орудийных башен и насколько ты огромен. Если у соединения флота отсутствует поддержка авиации - эскадра обречена. Тому пример "Ямато",  тому пример и "Бисмарк". Да, формально он погиб под орудийным и торпедным огнем кораблей. Но точку в его судьбе много раньше поставила морская авиация, тот самый безымянный летчик "Суордфиша", добившийся торпедного попадания и заклинившего рули Германского линкора.

Надо будет в следующий раз переместиться на тихоокеанский театр военных действий, благо у меня теперь огромный флот и Японии, и США. Вот там, с авианосными соединениями с обеих сторон мы посмотрим, кто кого! Ну и конечно стальные гиганты, куда без них - полный набор линкоров обеих стран, включая "Ямато", "Миссури", "Вашингтон", и многие, многие другие ждут своего часа в коробке). 

Что сказать по итогам. Самое интересное что есть в игре - миньки реальных исторических кораблей. Это делает ее просто безальтернативной в разрезе WWII. Миньки, это то что продавало игру, пока издатель не прекратил поддерживать продукт, миньки и простота правил, которая может показаться излишней. Да, есть с десяток хоумрулов (надо будет протестировать их в следующий раз), но никакими хоумрулами не поправить отсутствие секторов стрельбы кораблей (а ведь это крайне важно в случае морских артиллерийских дуэлей!) и системы повреждений корабля. В игре у юнитов лишь два состояния - либо 100% боеготов, либо "Cripted". Все, никаких промежуточных этапов. Можно было бы в игре, скажем, сильно повредить элементы корабля - экипаж, из-за чего, скажем, корабль теряет скорость и скорострельность, орудия - меньше "кубиков" на залп, ПВО - штраф к соответствующему броску, рули - меньше возможностей к маневру и т.д. - было бы гораздо интересней. А так... 5 лет назад для меня это было чудо, сейчас уже слишком просто.

З.Ы. Не смотря на предыдущий абзац, A@A для меня - отличная игра, и продавать ее не намерен. Учитывая резко увеличившейся флот, впереди у нас еще много морских баталий! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Batman! Не чини то, что не сломано.

Бывает вот так перевернешь последнюю страницу понравившейся книги, и такая тоска накатывает, будто вечерние новости посмотрел. Или пред...