понедельник, 14 августа 2017 г.

"Ярость" и Тигр! А, ну да. И Шерман. Четыре Шермана.

Итак, мне наконец-то приехала столь давно ожидаемая коробка с очередного Кикстартера, на сей раз с допами к Heroes of Normandie.
Я уже рассказывал что в ней было: новые правила, система хранения, дайс тауэр - все это хорошо. Но главное, конечно, это новые отряды и подразделения Германии, Англии и США. А новые отряды - это возможность разыграть на столе самые разные сценарии. 
Не так давно на Тесере выкладывалась пара замечательных отчетов о попытках разыграть схватку Тигра T-VI с четырьмя американскими Шерманами из фильма "Ярость" по правилам Conflict of Heroes и TCS 4.01. Не смотря на то, что к тому времени (да и к этому))) я фильм не смотрел, оба отчета прочитал с большим удовольствием. Сразу родилась мысль -  а как оно будет выглядеть по правилам HoN, тем более что красавец Тигр у меня был благодаря так удачно приобретенному доп набору "Виттмана", а если точнее - Hauptsturmfuhrer M. Wittman. Schwere SS-Panzer-Abteilung 101.
Да у меня было даже 2 Тигра - "линейный" (на фото) и офицерский Тигр собственно Виттмана. 


Проблем было ровно столько же, сколько и Тигров. То есть две. Первая - как я уже говорил, фильм я не смотрел. По описанию из приведенных отчетов, Тигр творил какое-то безумство, а американцы изрядно читерили. Вторая проблема была серьезней. Не было у меня 4х "Шерманов" в наборе игры! Было только два, да оба с 75мм орудием. А тут, оказывается, один Шерман был модификации М4 с 76 мм орудием.

Конечно, можно было вооружиться сканером, принтером и так далее, но это совсем не наш метод! Оставалось ждать, пока же до меня доедет большая коробка, в состав которой обещали доложить столь необходимые мне танки.

И она приехала.

Что ж, для начала немного теории. Пожалуй, нет иной другой столь же горячей темы в стане любителей WWII, как сравнение разнообразных образцов вооружения противоборствующих сторон. Тигр против Ис2, Т34 против Пантеры или Шермана - страсти не утихают по сей день. Как по мне, это некоторая вариация извечного спора Кит или Слон, столь же далекая от реальности. Ну а с выходом "Ярости" спор разгорелся вновь - что эти амеры себе позволяют? Да Тигр разделался бы с ними с места!! Да у них не было ни единого шанса!!

Я, повторюсь, не видел этот фильм. Специально для отыгрыша сценария посмотрел в сети лишь интересующую нас сцену, "и мне есть что сказать".

Сравнение техники "в лоб", без привязки к ее назначению, конкретных исторических условий использования, да хотя бы уровня подготовки экипажа дело бесполезное. Вооружившись одними и теми же первоначальными данными можно с легкостью прийти к противоположным выводам. Еще сложнее отразить все эти аспекты в игре. Нет, безусловно есть системы, где учитывается и уровень подготовки бойцов, и недостаток топлива/снарядов, и даже повышенная "ломучесть" некоторых образцов. Хотите - введите все эти данные в свой сценарий.

Что же касается Тигра T-VI и Шермана в принципе, то разница в назначении этих таков обуславливает и их конструкторские отличия. Тяжелый танк, танк прорыва обороны (в отличии, скажем, от Пантеры T-V, которая по своей сути готовился как истребитель танков) и многоцелевой танк, танк поддержки на поле боя.

Принципиальная разница в огневых системах - знаменитая "Ахт-Ахт", KwK 36 8.8, имевшая в своей основе зенитное орудие с одной стороны, и 75мм пушка с другой. Соответственно совершенно отличные значения дальности эффективной стрельбы и пробития. В итоге ответом США стало появление Шермана  с 76мм орудием, выпуск которого начался за полгода до высадки союзников в Нормандии. Кроме того, нельзя забывать о том, что в 45 году Шерманы уже вовсю оснащались бронебойно-подкалиберными снарядами.

В общем - в реальной дуэли одного Тигра против 4х Шерманов "все далеко не так однозначно". Да, Тигр это Тигр. Но Шерман был быстрей, был легче, был маневреннее. Наконец, обладал стабилизированным в вертикальной оси орудием. А уж если их четыре...

А как в игре? 

Итак, с чего начнем. Собственно, начнем с начала, с формирования отрядов противоборствующих на поле сторон. Как я уже говорил, не смотря на внешнюю "попсовость" и "мультяшность" HoN вполне себе варгейм. Ну, как по мне. Разумеется, как и в большинстве подобных игр у разных отрядов (пехоты, артиллерии, танков...) есть показатели балансного веса. Как правило, во многих играх ограничения на подбор войск на этом и оканчиваются, типа "вот вам 500 очков, набирайте что хотите". 

Но тут все иначе. На поле встречаются не безымянные "американцы" и "немцы", а вполне себе конкретные исторические подразделения сторон. Именно потому, скажем, отряд Рейнджеров никак не может взять в собой в бой противотанковое орудие. Реализовано это следующим образом. Каждое подразделение в игре обладает собственным трафаретом, матрицей. Например - необходимый нам для сценария танковый взвод 8го танкового батальона 4й бронетанковой дивизии США:
В центре матрицы уже указано, какие отряды идут в бой "по умолчанию". В данном случае - Шерман и М4А3Е2 Шерман Джамбо, штурмовая модификация танка, отличающаяся усиленным бронированием (лоб - до 100 мм, борт - до 76 мм.).  

Кроме того, на матрице есть места для подбора дополнительных отрядов пехоты, техники, снаряжения, способностей и так далее. Смысл в том, что для включения отряда/техники/снаряжения в состав подразделения необходимо, что бы боковые риски на токене этого отряда совпали хотя бы с одной стороны с рисками на матрице: 
Ну и, понятно, что бы совпадала геометрическая фигура токена отряда и места на матрице, прямоугольный отряд в квадрат не втиснешь. Вот так просто и как по мне, даже элегантно была решена задача балансировки подразделений и их некоего соответствия историческим реалиям. 

Однако тут нам придется отойти от правил игры ради отыгрыша сценария, поэтому Джамбо мы заменим еще одним линейным Шерманом, который шел в базовой коробке. Зато в полном соответствии с правилами займет свое место во взводе танковая группа. В качестве усиления - подкалиберные снаряды:
Получается искомый отряд из 3х Шерманов с 75мм орудиями и одним - в варианте М4 с 76 мм орудием:
Из них три танка - 8го танкового батальона 4й бронетанковой дивизии, и один - затесавшийся в нарушение правил, но в угоду сценарию Шерман М4 4й пехотной дивизии США.

Итого танковая группа 130 очков + 130 очков  (5 минусуем из-за замены Джамбо на обычный Шерман М4) + 10 очков бронебойно-подкалиберные снаряды... Все? Нет, не все. Еще 10 очков добавляют дымовые снаряды, необходимые по условиям сценария: 
Да, пришлось вновь пойти на нарушение правил, дымовые снаряды в Танковый взвод не лезут никак.  Итак, балансный вес отряда - 280 очков.

С Германией все еще проще. Место Тигра Виттмана занимает "линейный" T-VI и... и мы получаем готовый к бою отряд на 90 очков.
90 против 280. Один Тигр против 4х Шерманов. Нет, ну можно было, конечно, заменить "линейный" Тигр на Виттмана (110 очков), добавить ему бронебойно-подкалиберных снарядов (+10) и, скажем, разу уж американцы в обход правил получили дымовые снаряды, дать например Механик-ас (+5):
Получилось бы не 90 против 280, а 125 против 280. Проблема только в том, что на этом для американцев с 90% вероятностью все бы окончилось не успев начаться. Так что... Виттман остается в ангаре, а "стоковый" T-VI принимает бой.

Кстати, обратите внимание. "Тяжелый танковый батальон", в данном случае с номером "101", это новая тактическая единица германских бронетанковых войск, созданная специально под пошедшие в войска Тигр Т-VI. И цифра "101" в названии не должна вводить в заблуждение, всего таких батальонов было 14ть, из них на западном фронте к моменту высадки в Нормандии - 3, при 102х Тиграх.  Ну а Тигры собственно 101го батальона выглядели так:

Теперь коротко о структуре хода. Прежде всего, обратите внимание на размещенные на матрице собранного отряда "Звезды". Их количество определяет количество токенов активации, доступных вам в бою.
Суть в том, что по правилам HoN далеко не каждое подразделение может действовать в свой ход, а только то (за некоторыми исключениями, не относящимися к выбранному сценарию), которое на первой Фазе хода получило такой токен. 

Скажем, у американцев 4 отряда и 2 "Звезды". Получают два токена - №1 и №2 и еще один пустой, так называемый "токен блефа", что бы противник не знал, какие именно отряды в действительности будут активированы. Игрок за американцев распределяет токены по отрядам, то же самое со своими отрядами делает противник, ну например: 
Затем в Фазу Активации указанные отряды действуют по-очерёдно, в зависимости от номера на полученном токене. Игрок, обладающий Инициативой, активирует свой отряд с токеном №1, затем свой отряд с токеном №1 активирует его противник, первый игрок активирует отряд с токеном № 2 и так далее. 

Конечно, все это очень упрощенно. В действительности правила игры содержат кучу возможностей по перехвату инициативы, активации за счет карт/способностей отрядов, не имеющих токенов, и прочее, прочее, прочее - решите играть в эту замечательную игру, все увидите в правилах. 

В Фазу Активации выбранный отряд может ИЛИ двигаться, ИЛИ стрелять. Наконец, в последнюю Фазу хода - Фазу Поддержки - имеют право двигаться отряды, которые не были активированы в Фазу Активации, и все начинается снова. Ну, это, понятно, очень вкратце.

Итак, у Американцев 4 отряда и 2 "номерные" "Звезды", значит лишь 2 отряда из четырех будут непосредственно действовать в свой ход. Немцам проще - один отряд, одна "Звезда", даже токен "Блефа" не нужен, некуда его ставить, незачем блефовать.

Теперь чуть ближе к собственно главным героям предстоящей битвы.  
Итак. Скорость в игре у обоих танков одинакова - "4". То есть за одну фазу движения и тот, и другой танк способны пройти 4 клетки. Это понятно. Что касается вооружения, то превосходство немецкого орудия KwK 36 в данном случае выражено в том, что Тигр имеет бонус "+5" (показатель на темно-сером фоне) к атаке по тяжелой бронетехнике, против бонуса "+4" у Шермана. Этот бонус и добавляется к результату 1d6 броска атаки, и сравнивается с показателем брони цели. Соответственно у Тигра это 10 (лоб) 9 (борт) и 8 (корма), у Шермана - 8-7-7.

Говоря по простому, Тигр пробивает лобовую броню Шермана при результате 1d6 равном  8 (значение лобовой брони) - 5 (бонус орудия Тигра при стрельбе по танкам) = "3+", а Шерман лобовую броню тигра 10 - 4 = "6". Важная особенность, в HoN отсутствует как таковой "бросок на попадание", например, как в Kingdom Death: Monster, где отдельно кидаем кубики на "попал/не попал" и отдельно, если попал, на "пробил/не пробил". Тут ситуация ближе к Кросмастеру, бросок один и сразу проверка на пробитие брони. Считай, автохит. 

Ах да, по версии создателей игры, 76 мм орудие Шермана М4 столь же эффективно против танков, как и KwK 36 Тигра - тот же бонус "+5":
Что? Надоело читать теорию? А представляете как мне надоело это все писать, и как хочется уже наконец-то устроить сражение?? Ну ладно, не долго осталось, лишь объясним смысл значков рядом с основным орудием Тигра и Шермана М4 76мм.
И Шерман, и Тигр имеют способность "Орлиный глаз", и не подвержены пенальти "-2" при стрельбе на дальнюю дистанцию, то есть свыше 7 клеток. У обоих есть способность "Пробитие", то есть при определении зоны повреждения цели при попадании к значению броска добавляется "1". И наконец, Шерман имеет замечательную способность - "Стрельба в движении", то есть в противовес правилам он способен (пусть и с пенальти "-2") стрелять перед, во время, или после движения. Разбирать показатели и способности пулеметного огня танков мы не будем, все эти "Стрельба очередями", "Огонь на подавление", "Стрельба в движении из курсового пулемета" для выбранного сценария значения не имеют. Нет, в фильме Шерман зачем то обстреливал Тигр из пулемета, может хотел повредить смотровые приборы. Но для нас это не интересно, мы из пулеметов по танкам стрелять не будем. 
Миллион остальных символов, значков, определения прямой или затрудненной видимости вам не нужны, а мне описывать честно, лень). Захотите, купите коробку с игрой с наконец-то (!!!!) едиными общими правилами и там все прочтете. Тем более что сценарий у нас самый что ни на есть банальный, мы не используем карты тактики, которые являются просто фантастической находкой игры и вносят в нее кучу разнообразия, фана и стратегии. Не используем правила "ослепления от солнечного света", "жары", "ночного боя", "тумана", "искусственного освещения", "дополнительного топлива", "дополнительного бронирования", "пенальти к морали", "офицеров", "фугасных снарядов" и прочее-прочее-прочее. На поле нет снайперов, минометчиков, гранатометчиков, огнеметчиков, нет магнитных, противотанковых и противопехотных мин, нет противотанковых рвов, противотанковых ежей, колючей проволоки, болот, разрушаемых и возводимых мостов, водных преград, холмов и гор - все это осталось в коробке с Heroes of Normandie и в этом сценарии ничего из этого нам не понадобиться. Да у нас даже не будет применяться артиллерия и авиация - простой и честный бой, 4 янки на одного немца. Поехали!
Итак, мне выпало играть за Тигра. Танк скрыт, впереди на дороге 4ре Шермана ко мне бортом, инициатива у немцев по правилам сценария.
Сразу возникает вопрос - в игру будем играть или сцену из фильма разыгрывать? Вопрос не праздный. Объяснить для себя начерта T-VI в фильме расстреливал Шерманы М4 игнорируя собственно "Ярость" с 76мм орудием я себе объяснить не могу, и повторять подобное не имею никакого желания.
Из четырех целей передо мной внимания заслуживают только две - командирский Шерман со "Звездой" (третий в колонне) и собственно "Ярость" - Шерман с 76 мм орудием. Уничтожив командирский Шерман я разом лишаю противника одного из двух доступных токенов Активации, и тогда за ход у него сможет стрелять лишь один танк. Но Ярость опасней. Во-первых, только он из американских танков может стрелять по мне без пенальти "-2" за дистанцию. Только он может стрелять во время движения, только у него есть способность "Пробитие" да и вообще - его орудие банально опасней чем 75 мм на остальных Шерманах. В общем, стрелять по замыкающему колонну смысла ни в игре, ни в фильме никакого, тем более что визуально отличить Шерман 76 мм от такого же, вооруженного 75 мм орудием не составляло труда и в действительности. 

Прицел...Выстрел! 
Есть попадание! Всего "2" на броске 1d6, но этого достаточно что бы пробить тонкую бортовую броню Шермана (A7;D7). Теперь определяем какие же повреждения получила цель:
В обычных условиях мгновенное уничтожение техники происходит при результате "6". Так как Тигр имеет способность "Пробитие", нам достаточно и "5". Увы - лишь "3". 

Шерман получает один токен повреждения Корпуса, и два маркера "Подавления". За каждый маркер техника получает "-2" к движению и еще "-2" к любому броску кубика. Не плохо, на какое-то время о Ярости можно забыть. 
Собственно противник это тоже понимает. Его головной и самый сильный танк получил токен  №1, но теперь от него толку чуть. При скорости "4" и двух маркерах "Подавления" он обездвижен, стрелять с места по Тигру при пенальти "-4" так же абсолютно бесполезно. 
Дымовой снаряд закрывает видимость Тигра, а оставшиеся американские Шерманы разворачиваются по фронту в сторону цели:
Кстати, обратите внимание как грамотно Шерман 4й пехотной дивизии прикрывает собой Ярость, не позволяя Тигру добить цель.

Фаза активации окончена, маркер дыма теперь дает пенальти к стрельбе "-2", а не "-4" как изначально (сноса дыма в сторону нет, на броске направления выпало "6") , и игрок за американцев снимает один маркер "Подавления" с Ярости
Ход 2, инициатива у американцев, и они делают то, что собственно делали и в фильме, пытаются взять Тигра "в клещи". Получивший на сей раз токен №1 "пехотный" Шерман заходит слева, по-прежнему прикрывая собой раненного товарища:
Тигр стреляет по нему (Ярость скрыта за союзником), но дым делает свое дело - промах (А6;D8)! 
Еще два Шермана двигаются вперед по центру и справа, наконец и Ярость может начать движение, правда со скоростью лишь "2", так как один маркер "Подавления" все еще на нем. Ход окончен:
Ход 3, и Тигр открывает огонь по Шерману на правом фланге американцев, сбивая ему гусеницу (A7;D7). Могло быть и лучше, но фактически этот танк теперь выведен из боя. Двигаться больше он не может, и с такой дистанции броню Тигра ему практически не реально пробить:
Наконец, открывают огонь американцы. С ходу стреляет Шерман с 76мм орудием, но даже использованный бронебойно-подкалиберный снаряд не пробивает броню T-VI (А6;D10):
Открывает огонь Шерман со сбитой гусеницей - безуспешно (A8;D9):
Наконец еще два Шермана практически окружили Тигр с обоих флангов:
Ход 4, инициатива у американцев. Ярость больше не рискует стрелять в движении, и вновь используя подкалиберный снаряд открывает огонь с места, сбивая гусеницу Тигру (A10;D10):
А вот и ответ немцев - выстрел(A10;D8):! Пробитие, и получив второе повреждение корпуса Ярость взрывается:
Вот теперь повоюем! Правда, все тот же ненавистный "пехотный" Шерман выскочив из-за кустарника пробивает бортовую броню Тигра (A11;D9):, повреждая экипаж танка. Теперь немец каждый ход может стрелять или из орудия, или из пулемета. Не страшно, пулеметы в этом бою нам ни к чему:
А вот командирский Шерман не стал стрелять, вместо этого он потратил активацию на движение, зайдя в борт Тигру и подставив ему свой более крепкий лоб. Умно:
Однако Т-VI не обращает на него внимание, решая разделаться с надоедливым М4 4й пехотной дивизии. Выстрел! И огромная вспышка огня закрывает собой Шерман - уничтожен(A7;D7)::  
Ну что, хана вам, американцы. Один Шерман с 75мм орудием в борту у Тигра, это да. Плюс еще один обездвижен, так как сбита гусеница. Тигр тоже не может двигаться, но ему и не надо. Он то и с места запросто разделается с калекой, как только разберется с офицерским М4

Баммм! - абсолютно без последствий стреляет Шерман, пытаясь пробить бортовую броню Тигра. Куда там(A6;D9)!  
Ход 6. Инициатива у американцев. Ничего, пускай М4, которому действовать первому, еще раз безтолку щелкнет мне по броне (тем более что бронебойно-подкалиберных снарядов у союзников не осталось), а мы меж тем спокойно довернем нашу 8.8, и кааак... Выстрел! 75мм снаряд пробивает бортовую броню, и Тигр взрывается! 
Вот это да! "5" на броске пробития, этого хватает для бортовой брони. А дальше... Повреждения "1"  (Экипаж) и "2" (Гусеница") у Тигра уже есть. Повторное попадание в эту же локацию - смерть. "6" - мгновенное уничтожение Танка, "5" - уничтожено основное орудие, в общем тоже не радость. Но могло быть "3" или "4" - урон корпусу. А там пусть и с маркерами "Подавления" мы бы повоевали! Но нет, "единица", и мой танк уничтожен! Американцы ликуют, мне остается лишь осматривать поле боя, на котором остались догорать 2 уничтоженных "Шермана", один поврежденный и еще один, который и поставил точку в судьбе моего Тигра:
В общем и целом, не смотря на проигрыш бой мне понравился. Да, очень банальный, простой, если не сказать скучный сценарий. При таком огромном разнообразии которое дает игра ограничиться стояловом на месте и бросками кубиков на пробитие... Ну не знаю. В общем, впереди нас ждем множество гораздо более интересных сценариев с гораздо более интересными возможностями).

Я уж не говорю о том, что в 18 году во вселенную Heroes of Normandie приходит Вархаммер! Нет, стартер я, конечно, брать не буду, но несколько отрядов - обязательно! Посмотрим как эти "спейсмарины" почувствуют себя в живых изгородях Нормандии против танков дивизии SS "Лейбштандарт" или "Кричащих орлов" 101 ВДД!   





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Batman! Не чини то, что не сломано.

Бывает вот так перевернешь последнюю страницу понравившейся книги, и такая тоска накатывает, будто вечерние новости посмотрел. Или пред...